Интересный ход придумали шоураннеры сериала Черное зеркало - Чарли Брукер и Аннабель Джонс. Ни для кого не секрет, что «Черное Зеркало» - тот сериал, в котором каждый найдет эпизод себе по душе, и, конечно же, верх любопытства, узнать, что происходило за кулисами. Совместно с Huffington Post создатели немного приоткрыли завесу тайны, выпустив книгу «Inside Black Mirror», включающую 22 интересных детали и факта о сериале. Мы не станем раскрывать все секреты, но немного расскажем о самых интересных, на наш взгляд, фактах.
1. Вдохновением для первой серии "Черного зеркала" и дл создания сериала в целом мог послужить британский сериал «I'm a Celebrity».
«Эпизод ''Национальный гимн'' был о унижении… и страсти публики к публичному унижению», - пишет Аннабель Джонс, - «Общественность будет стремиться к этому, если им дать шанс поразвлекаться. Знаменитости начинают понимать это: некоторые из них продолжают свое дело: кто-то для собственного искупления, а кто-то – для продолжения своей карьеры».
2. Несмотря на то, что серия крутится вокруг премьер-министра и свиньи, авторы брали во внимание и других зверей.
«Дискуссия о том, почему это должна быть свинья» была весьма оживленной. По воспоминаниям руководителя комедийного отдела Channel 4 Шейна Аллена - «утка была бы слишком маленькой и абсурдной», а «лошадь или осёл» могли стать «слишком кинематографически громоздкими».
3. Название серии «Национальный гимн» основывалось на песни Radiohead, хотя ее и нет в официальном саундтреке к сериалу.
«Я часто называю какие-то вещи в честь песен», - говорит Чарли. «Но тот трек тогда только что появился на Spotify, и я подумал, что это хороший нейминг ... на протяжении всего эпизода есть какой-то хор людей, а в сюжете есть что-то про выполнение долга».
4. Несмотря на кажущуюся простоту эпизода «Пятнадцать миллионов призов», атрибутика к серии намного сложнее.
По словам Аннабель Джонс: «Мы повторно использовали все наборы – все, что вы видели, вроде вещей для спальни, ванной или лифта, являются модульными наборами, которые неоднократно используются повторно».
5. Главным прототипом Судьи Хоуп - члена жюри в «Пятнадцать миллионов призов послужил не только один из членов жюри популярных программ Pop Idol, The X Factor, и Britain's Got Talent Саймон Коуэлл.
По воспоминаниям режиссера эпизода Эйроса Лина его больше вдохновил старый диджей в Radio 1 во времена юности создателя серии.
6. Если бы в эпизод «Пятнадцать миллионов призов» вошли бы все вырезанные сцены, то серия получилась бы намного мрачнее.
«На жестком диске где-то есть еще более худшая версия порновидео с участием Эби», - сообщает Эйрос Лин. «Мне пришлось это убрать – это было слишком кошмарно, чтобы показывать зрителям. О, Боже, я помню этот ужасный телефонный звонок в субботу утром. Чарли и Конни Хук, его соавтор, смотрели эту сцену и были совершенно безмолвны».
Кстати, у серии есть альтернативная концовка, согласно которой Бинг и Эби остаются вместе, но Бинг полностью одержим рейтингами своего шоу, а Эби теряет голову на теме пластической хирургии и употребляет наркотики.
7. Зловещая эротическая сцена в эпизоде "Все о тебе" была почти полностью модифицирована.
Вначале по сценарию герои после того, как занимались сексом, должны были просматривать повтор их секса на камере спального телевизора. Но Чарли Брукера озарило, что будет гораздо эффектнее, если воспроизведенные кадры будут транслироваться в контексте цифровых линз в их реальных глазах. «Это заставило их чувствовать себя более интимно, агрессивно и жутко... И это создало сцену, которая может быть забавной и грустной одновременно» - отмечал он.
8. Пока конструировалось тело робота для Донала Глисона в эпизоде «Сейчас вернусь», было решено полностью поменять специфику съемки.
«Я был непреклонен – эта вещь не должна иметь никаких особенностей», - сообщает Чарли. «Нет волос, ничего, чтобы все было пресное ... Но закончили мы в итоге тем, что снимали эту штуку с рыжими волосами. Кстати, мы поменяли кадры, используя CGI – поместили в коробку больше пенопласта и прикрыли волосы».
9. Это был не первый раз, когда волосы стали проблемой в «Сейчас вернусь».
«Эш на чердаке был одним из самых дорогих кадров во всей серии! Донал собирался сниматься где-то еще, и в этот момент у него была борода, которую мы не могли сбривать, согласно контракту. Пришлось опять использовать компьютерную графику. Таким образом, нижняя половина его лица - это долбанная реконструкция CGI» - добавляет к сказанному Чарли.
10. Идеей для серии "Белый медведь" служит еще один проект Чарли Брукера «Dead Set».
«Мы снимали, как Риз Ахмед бежал по дороге, преследуемой зомби», - пишет Чарли. «Некоторые местные дети тоже побежали, просто чтобы посмотреть, что происходит. Они достали свои телефоны и начали фотографировать ... так что, когда Риз пробегал мимо, они не помогали ему, потому что все держали телефоны. Я был поражен этим мощным визуальным образом».
11. Кстати, Чарли не исключает возможность продолжения серии "Белый медведь".
«Да, мы обсуждали это целую вечность. Что делать, если вдруг штука, стирающая память, перестает работать? Что, если Виктория начнет получать дежавю? Была идея, что она может попытаться вырваться из этой тюрьмы. Я никогда не исключал возвращение к ''Белому медведю''».
12. В книге очень много ведется разговоров о переселении сериала с Channel 4 на Netflix, и о связи с похожим сериалом-антологией Брайана Крэнстона «Электрические сны Филипа К. Дика».
По воспоминаниям Чарли: «Они предложили мне – может, ты напишешь одну из этих серий. При этом мне сказали, что больше не могут позволить себе наше шоу. Однако то, что они делали, было концептуально похоже! Я не мог в это поверить».
Аннабель дописывает: «Вам, наверное, кажется со стороны, что американцы и Netflix начали размахивать долларовыми купюрами перед нами, а мы прыгали от счастья. Но все было совсем не так... Но все же, если бы не креативный директор Channel 4 Джей Хант, и вообще Channel 4 и ''Черного Зеркала'' никогда бы не существовало».
13. Перед тем, как сняться в эпизоде "Нырок" Брайс Даллас Ховард посмотрела только одну серию сериала. Неизвестно какую точно, но при просмотре, вспоминает актриса, она чувствовала себя не очень хорошо.
«Ну и ночка была, позвольте сказать», - смеется она. «Я послала мужу, который побудил меня посмотреть эпизод, видео, где я плачу от просмотра, и прокомментировала ''Как ты мог сделать это со мной? Почему ты позволил смотреть мне это?''. Ужасно!».
14. Реакция отца Брайс, режиссера Рона Ховарда, после просмотра сцен с его дочерью, была такой же.
Брайс пишет: «Он вскочил и начал пытаться отпереть дверь, чтобы выйти из комнаты… Потом он рассказал мне, что у него была паническая атака, настолько он счёл это нервным и неудобным».
15. Скорее всего от вашего внимания ускользнули некоторые сложные элементы серии «Бета-тест».
«Идея заключалась в том, что каждое взаимодействие Купера, до того момента, когда он начал играть – пабы, которые он посетил, места за границей, и прочее – втягивается в его память, а затем снова используются его сознанием», - разъясняет Аннабель, - «Или он использует их в качестве текстурных деталей в игровом мире».
16. Команда столкнулась с долгим поиском ребенка для Алекса Лоутера для начала серии «Заткнись и танцуй».
«В итоге, я просто привлекла свою собственную дочь», - смеется Аннабель. «Это то, чем бы гордилась любая мама».
Чарли Брукер тоже поведал, что сценарий серии очень много раз менялся за время съемок, а финальный поворот сюжета первоначально не предполагался.
17. В серии «Люди против огня» по мнению Чарли Брукера от внимания телезрителей также ускользнула немаловажная деталь.
Чарли Брукер: «Мы готовы с опозданием заявить, что у сельских жителей нет этой системы МАСС в глазах. У солдат встроен вижуал, позволяющий им убивать людей, но обычные люди вообще не нуждаются в том, чтобы демонизировать и ненавидеть людей».
Название эпизода - дань книге американского генерала Сэмюэла Маршалла «Никто не хотел стрелять: Проблема управления битвой» (1947), в которой рассказывается о том, что во времена Второй мировой войны около 75% солдат отказывались открывать огонь даже при небезопасных условиях, а большинство стреляло специально в воздух, над головами врага. Вторым вдохновением для Брукера стал психологический аспект акта убийства, раскрытый в книге Дэйва Гроссмана «Убивая». Кроме того, слово «тараканы», используемое для обозначения людей на уничтожение, является отсылкой к событиям Геноцида в Руанде, где широко использовалось слово «иньензи» - «тараканы».
18. Название «Крокодил» первоначально предполагалось использовать для другой идеи, но осталось даже после изменения эпизода.
«Представьте себе», - сообщает Чарли, - «Ваша жизнь - это симулированная поездка на лодке по реке ... Это как VR, это может быть солнечно и красиво, и вам вроде все нравится. Но если где-то будет написано, что могут произойти случайные события – например, вас может атаковать крокодил – для вас уже будет все немного по-другому. И если вам действительно не повезло, и крокодил атакует вас в первую же минуту, когда вы играете в эту игру, то вы думаете, что играете в ужастик. Вы думаете, что-то вроде: окей, теперь с этого момента кто угодно может атаковать меня. Вот что такое «крокодил» на самом деле – это аналогия с ситуацией, когда вас травмируют в раннем возрасте, и после этого вы всегда будете чем-то обеспокоены… и никогда не сможете расслабиться».
Сценарий серии первоначально писался под главное действующее лицо - мужчину, а Андреа Райсборо отводилась другая роль. Но Райсборо после прочитки сценария предложила переписать сценарий под женщину, что в результате и сделали. Продюсеры отметили, что это довольно интересный ход, а Джонс заметила: «Как часто на телевидении вы видите мать, доведённую до такого отчаяния?». Съемка эпизода проходила в Исландии, некоторые сцены были сняты в концертном зале Харпа, расположенном в Рейкьявике.
19. Робот-собака в эпизоде «Металхед» не настоящая!
«На всякий случай сообщим, а то многие задают вопросы, и все еще присутствует некая неопределенность», - обозначает руководитель VFX Майкл Белл, - «Конечно, все это компьютерная графика». Кстати, вдохновением на создание роботов-«псов» авторам послужили роботы-псы компании Boston Dynamics. Брукер сказал, что в них есть нечто «жуткое».
Это самая непродолжительная серия сериала «Чёрного зеркала», она длится всего 41 минуту. Кроме того, это первый чёрно-белый эпизод, решение об этом принял режиссёр Дэвид Слэйд, который предположил, что так эпизод будет больше ассоциироваться со старыми лентами в стиле хоррор и это отличная возможность подчеркнуть тяжелый тон серии.
Слэйд снимал историю о мире, в котором не осталось места надежде, а значит «было разумно лишить этот мир и цвета». Первоначально предполагалось, что диалоги в серии тоже будут отсутствовать, как в фильме «Не угаснет надежда». Также планировалось, чтобы псы имели «операторов» — людей, которые руководили бы ими из собственных домов, но в результате было принято решение по максимуму упростить и без того сложную историю, поэтому эту тему вычеркнули. Последняя сцена серии, в которой зрителю демонстрируют коробку, полную плюшевых мишек, добавили по личной просьбе Слэйда, чтобы она стала единственным «приятным и умиротворяющим» элементом истории.
Съёмки эпизода проходили в Англии, преимущественно в графстве Девон и в окрестностях Лондона. Для отображения мира с позиции собаки был использован реальный сканер «Лидар».
20. Летиши Райт просто загипнотизировала авторов сериала с первых секунд, что помогло ей вновь появиться в эпизоде «Черный музей».
По воспоминаниям Аннабель: «Когда Летиша была на прослушивании, мы просто были загипнотизированы её выступлением. Она дала нам гораздо больше того, что было написано в сценарии. Провела для нас самопроверку, мы были загипнотизированы ее выступлением, потому что она дала ей гораздо больше, чем то, что было на странице».
21. Множество поклонников сериала мечтали принять участие в «Черном музее».
В музее можно увидеть среди тонких пасхальных яиц видеоэкраны, в которых можно увидеть манекена в одежде из «Сан-Джуниперо», яйцо с куки из «Белого Рождества», ванную из "Крокодила", тяжелую сцену из серии "Белый медведь", сканер из "USS Каллистер", экипировку военных из эпизода «Мужчины против огня», робота из "Сейчас вернусь" и воссоздание сцены из «Национального гимна». Помимо этого название компании TCKR, госпиталь святого Джуниперо и одежды Йорки и Келли являются отсылками к «Сан-Джуниперо».
Рассказ доктора Доусона, являющийся первой истории серии, базируется на произведении Пенна Джиллетта «Болезависимый». Сюжет рассказа Пенна основывается на реальных событиях 1981 года, когда автор находился в социальной больнице в Испании и столкнулся с трудностями постановки диагноза из-за проблем с языковым барьером. Писатель намеревался выпустить книгу по сюжету рассказа, но издательство решило, что в печать это нельзя пускать из-за слишком мрачного тона. Тогда Джиллетт связался с Чарли Брукером. В конце концов, Брукер сообщил Пенну, что намерен использовать «Болезависимого» как элемент эпизода-антологии "Черный музей". Джиллет дал свое согласие, и отредактированная Брукером история вошла в сюжет.
22. Что ожидает "Черное зеркало"...
Авторы сообщают, что планируется внедрение «новых жанров», «обычных отступлений от нормы» и, как говорит Чарли Брукер, присутствие «самой сложной вещи, которые они когда-либо делали», в пятом сезоне.